Никулятский сельский Дом культуры в Яранском районе встретил наступивший 2022 год обновлённым.
В прошлом году проведён капитальный ремонт здания Дома культуры, благодаря национальному проекту «Культура» и проекту «Культура Малой Родины» в Кировской области.
— Благодаря нацпроекту «Культура» повышается доступность объектов культуры для жителей небольших населенных пунктов. Сейчас важно, чтобы в обновленных домах культуры продолжалась жизнь, чтобы они не пустовали, чтобы работали кружки и клубы по интересам, — отмечает министр культуры Кировской области Татьяна Мазур.
Получив информацию о ремонте ДК в Никулятах и увидев на фото здание Дома культуры обновлённым, бывшие жители Никулят сразу поинтересовались: «А что же теперь внутри обновлённого здания?». И работники культуры сельского ДК сразу откликнулись на просьбу бывших односельчан, рассказали об экспозиции музейной комнаты в Доме культуры. Знакомим читателей «Отечества» с этой публикацией. Полностью вы можете прочитать о теме в сообществе «МБУК "РДНТ" Никулятский Сельский Дом культуры» в социальной сети ВКонтакте (
https://vk.com/public197620808). Фото со страницы сообщества Никулятского ДК.
«Марийская традиционная вышивка».
Вышивка – это самый распространенный и развитый вид декоративно – прикладного творчества народа мари. Искусство вышивания имеет многовековую историю, передающуюся из поколения в поколение, и являются одним из ярких проявлений декоративно – прикладного творчества, сохранившееся и до наших дней. Красоту марийской вышивки воспели в своих произведениях многие писатели, поэты, композиторы, художники. Как точно, образно и поэтично выразил в своём стихотворении известный марийский поэт Валентин Колумб. «Рождение. марийской вышивки» (отрывок)
О, женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно
Писать мы научились
Так недавно
А вышивать умели так давно.
На протяжении многих веков марийские женщины украшали вышивкой одежду, полотенца и другие изделия. Самым трудоемким являлось изготовление и вышивка костюма. Вышивка располагалась у грудного разреза, на спине, обшлагах рукавов у запястья, плечах, на подоле рубах. Для подчеркивания своей работы была особая метка(тамга) в виде маленьких кисточек и разноцветных ниток, и маленьких ленточек. Для вышивания марийские женщины использовали иголки (име), деревянную швейку (тур меге) , к которой прикреплялась ткань, домотканый холст «кыневынер»(холст из конопли) или йытынвынер»( холст из льна). Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной, выполнялась по счету нитей без контура. Значительную часть орнаментальных узоров составляли геометрические мотивы, среди которых основную массу составляет квадрат, треугольники, ромбы, четырехугольники. Косые и прямой кресты, наклонные и зигзагообразные полосы, изображающие фигуры животных, растений, деревьев. Для вышивки использовалась шерстяная пряжа, которую красили растительно – минеральными красителями. Основным способом покраски было заквашивание пряжи в красильном растворе, поэтому окрашенная таким образом пряжа называлась «шуктымошурто», (квашенные нитки).
Традиции марийской народной вышивки полностью не исчезли. Современные вышивальщицы применяют старинную технику вышивания по счету нитей и используют все виды традиционного орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, а также не менее популярна и вышивка гладью. Возрос и интерес к народному костюму, проводятся различные фестивали и смотры конкурсы, посвященные демонстрации национальной одежды и национального костюма с вышивкой.
#газетаотечество #100летсчитателями #яранск