#200_лет_со_дня_рождения_Некрасова#Салобелякская_сельская_библиотекаПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ НЕКРАСОВА
10 декабря исполняется 200 лет со дня рождения русского писателя, поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821 - 1878).
Николай Алексеевич Некрасов по праву носит имя певца тяжелой женской доли. На страницах своих произведений он не раз обращался к этой теме. Поэма «Русские женщины» является вершиной творчества поэта в этом направлении.
Некрасов с восхищением отзывался о подвиге жен декабристов, добровольно разделивших участь мужей. А первым из них было труднее всех. Именно они, две княгини, Мария Волконская и Екатерина Трубецкая, другим проложили путь. И образы этих двух молодых девушек стали пленительными для поэта и расцвели на страницах поэмы.
В первой части поэмы" Русские женщины"автор показывает тяжелый путь в Сибирь Кати Трубецкой.
"Покоен, прочен и легок,
Катится городом возок.
Вся в чёрном, мертвенно бледна,
Княгиня едет в нём одна. "
Трубецкая Екатерина Ивановна (урождённая графиня Лаваль) - жена князя Сергея Петровича Трубецкого. Трубецкой, полковник гвардии, участник Отечественной войны 1812 г. За участие в восстании 14 декабря приговорён к смертной казни, замененной бессрочными каторжными работами. Трубецкая последовала за ним в ссылку.
Девушка долго и мучительно движется к пункту назначения. Дорожное одиночество услужливо рисует образы, оставшиеся в прошлом: светские беседы обо всем и ни о чем, пышные балы, на которых Катя неизменно была в центре внимания, встреча с избранником, поездка в Италию…
"Счастливо молодость моя
Прошла в стенах твоих,
Твои балы любила я,
Катанья с гор крутых... "
Екатерина, находясь в полудреме, придается приятным воспоминаниям, которые вдруг резко прерываются звоном закованных в кандалы ног. Девушка
возвращается в суровую действительность и видит печальную картину: партию идущих ссыльных. Контраст между счастливой, безмятежной жизнью и нищей, всеми забытой стороны ярок и слишком уж суров.
Княгиня Трубецкая, которая до этого момента находилась в наивном неведении, вдруг с ужасом понимает, насколько роскошная жизнь дворянского круга Петербурга далека от существования обездоленного народа. Вот, оказывается, почему восстали декабристы, вот за что они боролись! Некрасов показывает не только мужество и решительность женщин-дворянок, но и их горячее участие в судьбе народа.
Проделав долгий путь, словно повзрослев за это время, княгиня Трубецкая готова к встрече с иркутским губернатором. Ее уже ничем не пронять и не отговорить. А ложные обвинения в адрес мужа вызывают только негодование. В каждой фразе она дает отпор убеленному сединами мужчине, и слова ее дают понять, что перед нами уже совсем не юная девушка.
Что касается второй части поэмы, то в ней Некрасов рисует еще один пленивший его образ, - княгиню Марию Волконскую. Сначала мы видим юную девушку, блистающую на балах, увлекающую всех вокруг нежным сиянием голубых глаз. А потом она уже жена князя Сергея Волконского, взрослого мужчины, успевшего отличиться в боевых действиях и имевшего чин генерала-майора. О заговоре, в котором участвует муж, Мария догадывается только тогда, когда помогает ему уничтожать документы. А потом арест. Она мучается неизвестностью, знает твердо только одно – последует за ним, разделит все невзгоды. Такая самоотверженность молодой женщины удивляет даже самого Сергея. Разрывая сердце пополам, оставляя сына сестре мужа, Волконская все же едет в Сибирь.
"В три дня я в далекий мой путь собралась,
Все ценное я заложила,
Надёжною шубой, бельем запаслась,
Простую кибитку купила.
Родные смотрели на сборы мои,
Загадочно как-то вздыхая;
Отъезду не верил никто из семьи... "
Некрасов в поэме «Русские женщины» простым языком без высоких фраз дает понять, что не боится за Родину, пока в ней есть такие сыновья и дочери. Автор гордится ими. И мы, читая строки этого творения, разделяем его чувства.
Материал взят из открытых источников Интернета.